Мітки

2 (4) 3 (3) 4 (3) 5 (8) 6 (3) Вправи (1) Оголошення (1) Пам'ятка (3) Факти (1) Цікаво (3)

Про використання Mind map на уроках німецької


В обучении иностранному языку  особое место отводится изучению лексики. Учитель иностранного языка проводит целенаправленную работу с  «вортшатц», который должен стать активным лексическим запасом у учащихся. А что необходимо, чтобы это произошло?
Конечно же, организация деятельности учащихся по ознакомлению,  запоминанию, воспроизведению и употреблению в тематических коммуникационных ситуациях определённых лексических единиц.


Прекрасно всем известны методические пособия для учителей иностранного языка, как «Настольная книга преподавателя иностранного языка», авторами которой являются Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова, А.И. Попов,   «Урок иностранного языка в средней школе» Е.И. Пассова. Конечно же, они  стали методическим фундаментом, на котором каждый  учитель построил  свою систему работу с учащимися по усвоению  такой важной части иностранного языка, как лексика.  Не забывая о традициях. Урок, на котором учащиеся должны овладеть иностранными словами, условно можно представить в трёх этапах:
- презентация лексических единиц;
- организация деятельности по их запоминанию;
- употребление слов  в иноязычном общении по определённой теме.
В условиях современной классификации уроков по видам речевой деятельности (речевая компетенция), можно отнести такой урок к уроку говорения (Концепция учебного предмета «Иностранный язык»). На данных учебных занятиях с целью совершенствования лексических навыков и формирования навыка говорения организую учебно-познавательную деятельность учащихся с применением Интернет-ресурсов quizlet.com  и  mindmeister.com, bubbl.us илиText2MindMap.com. Если с quizlet.com – ресурсом, который представляет собой организацию работы с электронными лексическими карточками в различных режимах, уже знакомы многие педагоги иностранного языка, то я хотела бы остановиться на Интернет-ресурсах mindmeister.com, bubbl.us илиText2MindMap.com. Они  служат инструментом для создания, так называемых карт памяти (интеллект-карт, карт связей) или Mind map, которые являются разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта.  Также я считаю, что это своего рода, трансформация фразово-смысловых таблиц Бима И.Л. и Пассова Е.И. по работе с лексикой в условиях реализации коммуникативного метода обучения иноязычному общению. Данные карты обеспечивают на уроках говорения в рамках календарно-тематического планирования по темам «Мой любимый писатель», «Хороший/ая ученик/ца», «Мой любимый фильм», «Хороший/ая актёр/актриса», «Искусство», «Спорт», «Мой дом» и т.д. зрительную и содержательную опору для ребят по составлению своего мнения по теме общения. Приём помогает учителю – объяснить, корректировать, а учащимся – даёт возможность  правильного построения синтаксических единиц, т.е. словосочетаний, предложений, в реализации критериев: связности, логичности, объёма и развёрнутости  монологического высказывания. В ресурсах mindmeister.combubbl.us или Text2MindMap.com необходимо учителю вводить нужные лексические единицы, словосочетания, устойчивые выражения по заданной теме и распределять их по  смысловым  или морфологическим группам. Например, в центре карты мы пишем «Хороший ученик», затем от него делаем связь к вопросу «Каким может быть хороший ученик?». От этого вопроса мы  делаем связи: прилежный, аккуратный, умный, одарённый, коммуникабельный, приветливый, отзывчивый, смелый и др. Далее от темы высказывания  «Хороший ученик» можно сделать ещё одну связь «Что делает он?». Продолжаем в этой группе: принимает участие в олимпиадах, участвует в школьном самоуправление, является старостой класса, помогает друзьям, учителям и т.д. На этапе первой презентации учащимся такой карты  (на бумажном (карты можно распечатать) или электронном носителе) следует прочитать её, определить есть ли новые слова или выражения, не ясные для понимания (если Вы такие употребляли),  алгоритм работы с MindMap, который определяется каждым учителем индивидуально. Но идея такова, чтобы учащиеся самостоятельно строили предложения, складывая их в связный текст, определяемый коммуникативной ситуацией.